вторник, 28 января 2014 г.

Долботур "Наконец-то зима!" 2014-01-25..26

Ох, как я ждал зимний долботур! Его планировалось провести в декабре, но погода внесла свои коррективы в виде слякоти и отсутствия снега. Долботур должен был быть вело-лыжным, а лыжи без снега не попрут (в отличие от велосипеда, который прет всегда и везде :Р ), поэтому пришлось ждать более подходящую погоду, которая никак не хотела к нам приходить. В голову уже начали закрадываться мысли, что вся зима будет теплой, но к середине января жахнули морозы, выпал снег и стало понятно - долботуру быть!



Большинство участников планировало пойти на лыжах и я сначала думал, что на велосипедах будем только мы с Lisalex-ом. Однако потом выяснилось, что Seregy и Mikele тоже поедут на велосипедах. Мероприятие назначили на 25-26 января. Прогнозы синоптиков на эти даты варьировались от -10 до -25С. Хотелось не теплее -20С, чтобы испытать снаряжение и себя. В итоге так и вышло.

Подготовка

(можно пропустить эту часть, она скучная)

Готовиться к долбовыходным я неспешно начал дней за 5. Выявились затруднения:
  • Велорюкзака у меня нету, а объема того рюкзака, который я обычно ставлю на багажник, не хватало.
  • Спальник у меня один - микропак 900. Ilya GT мог выделить мне еще один 900-й, но в случае температуры ниже -20С этого было бы не достаточно.
  • Подходящей обуви тоже не было.
Обувь

Первым делом решил купить обувь. Принимая во внимание, что сильные морозы вряд ли продержатся больше месяца, зимний долботур будет возможно только один и что я - человек неприхотливый, ценовой порог был установлен в 4000 руб.

Подумал, что всякие саломоны, лёвы и мамонты отпадают сразу. Вспомнилось, что когда я решил купить себе очки, то имевшиеся в наличии в Триал-спорте за ~2000руб (со скидкой) мне не понравились и я купил вполне себе нормальные очки в восток-сервисе за 320руб, которые потом также нашел на ибее за 2 доллара. В том же восток-сервисе я купил отличные зимние перчатки за 270руб. В общем, обувь планировал купить там же. Там продавались высокие зимние ботинки за ~3200руб.

Хотел их уже покупать, но Mikele всеми силами пытался меня отговорить и взять "бренд". И тут в Триале были замечены Lowa Trident II GTX за 3700руб со скидкой и 6170руб - без. Столь низкая цена была обусловлена тем, что на складе осталась последняя пара. Поехал в Триал, примерил - мое, беру! Тем более, с такой-то скидкой! Ботинки оказались удобными и очень теплыми. В долботуре при температуре близкой к -20C ноги были в тепле, хотя надел я специально самые тонкие носки, которые у меня были. В -15С с обычными носками в них может быть жарко. Ботинки - снегоступы, по лужам в них ходить не рекомендуется, зато немного дышат. Относительно узкие, но т.к. я брал на размер больше, то по ширине они подошли хорошо. Потом обязательно напишу более подробный отчет.



Рюкзак

Обычно я езжу с заплечным рюкзаком, объемом 35л и 22л рюкзаком, закрепленным на багажнике. Летом этого хватает для ПВД, но не зимой. Зимой все 22л ушли бы только под спальники, а надо было взять еще теплую одежду на стоянку, еду, 2 термоса и т.д.

У Seregy нашлась не нужная спортивная сумка примерно на 30л, которую он мне благодушно одолжил. Ее я закрепил на багажник, а сверху закрепил рюкзак. Получилась двухэтажная городушка. В нижний "этаж" были размещены банки с тушенкой и прочие тяжести, а в верхний - только 2 спальника. В результате конструкция была достаточно устойчивой. Городушку видно на фото (я слева):


В заплечный рюкзак положил то, что может понадобиться в пути (еда, питье) и то, что мало весит (одежда).

Спальник

Как я уже писал, у меня был один 900-й микропак и еще один мне мог предоставить Ilya GT. В двух 900-х микропаках в -20С я уже спал, но было холодновато, да и синоптики угрожали температурой -25С. Было решено взять более теплый спальник. После продолжительных поисков я понял, что большинство теплых зимних спальников - огромного размера, а остальные слишком дорогие. В результате купил 1200-й микропак. Он теплее 900-го, при этом не сильно больше и его предпочтительнее использовать весной и осенью, нежели 900-й. Купил в том же Триале, за 2100руб.

Для пущего комфорта взял два трапика. Они все равно ничего не весят, а тепло сохраняют прилично. Взял армейские меховые рукавицы у Lisalex-а, но они не пригодились - в перчатках за 270руб из восток-сервиса было тепло. Пригодились очки (без них бы глаза офигели на ветру) и самодельный флисовый воротник, который при желании можно натянуть на нос для защиты от того же ветра.

Поехали!

 

В пятницу не выдержал и помыл велосипед. С шампунем, в ванной. Ну просто не чистил я его, кажется, с конца сентября. А сейчас - морозы, снег... Если помыть велосипед, то он будет чистым достаточно долго. Вот и решил его порадовать. Заодно наклеил защитную пленку на нижнее перо рамы, т.к. старая пленка уже пробилась цепью. Потом снял покрышки и проверил состояние камер и ободной ленты. В общем, рюкзак закреплял на багажник уже во 2-м часу ночи.

Утром заварил чай в два литровых термоса, позавтракал овсяной кашей, все проверил и поехал. Встреча была запланирована на 10:00, тронулись чуть позже, т.к. я немного замешкался, проверяя, все ли взял, и опаздал на 15 минут.



Кстати, о маршруте. Когда R1 указал место стоянки, мы начали придумывать маршрут для велогруппы. Погодные условия были под вопросом, поэтому было составлено 4 различных варианта маршрута. Сиреневая ломаная - начальный отрезок, метка №6 - пункт назначения, желтая ломаная - "оптимальный" вариант, зеленая - вариант "жжем", ну а красная - вариант "все плохо", самый короткий путь на случай плохой погоды или самочувствия участников. В итоге "оптимальный" вариант оказался оптимальным.



Мы должны были по Макаренко выехать за город, по газопроводу доехать до р. Воронка, далее через Ясную поляну доехать до Первомайского, проехать его, дальше через Щекино уйти на асфальтовую дорогу и перед д. Пришня свернуть снова на грунты в сторону Селиваново. В общем, грунтов планировалось много.

Довольно бодро выехали из города в поля. Грунтовая дорога была вполне проезжаемой, что придавало оптимизма. После Калужского шоссе доехать до газопровода можно или по асфальтовой дороге через помойку или по грунтовке напрямик. Решили напрямик. Там уже дорога пошла совсем плохая. На спуске заднее колесо носило туда-сюда, а в подъем въехать было не реально.


Впрочем, куда торопиться, когда вокруг - такая красота!


Солнце жарило нещадно. Я был одет в демисезонное термобелье, которое не греет (и не должно), в две флиски и тонкую однослойную куртку. Хотел уже снять одну флиску, но не стал торопить события. В конце подъема Миша затребовал сала и мы остановились на перекус.

Доехали до газопровода и дорога испортилась. Ехалось очень тяжело. Труднее всех было Seregy, у которого был тяжелый багажник и узкие покрышки. В прошлую зиму мы с Lisalex-ом ездили по газопроводу и тогда снег был очень хорошо укатан, на спуске я тогда летел минимум 30 км/ч, гордо проносясь мимо лыжников. Но теперь все было иначе. Снег сухой, ничего не утоптано, колеса проваливаются и ходят влево-вправо. Ехать крайне трудно. Даже на спуске не получилось ехать нормально. Проезд по газопроводу занял у нас почти 50 минут!


Ребята начали высказыать предложения, что надо вырулить на асфальт, иначе мы никуда не доедем. Но мне отступать очень не хотелось и мы тронулись дальше, предварительно забрав немного вещей из рюкзака Seregy.

Перешли по железному мостику через Воронку и двинулись в сторону Ясной поляны. Там дорога уже была накатистая, ехалось отлично. Из Ясной поляны поехали напрямик к Первомайскому, снова по грунтам. Грунты были проезжаемые, но ехалось тяжеловато.



В Первомайском немного отклонились от трека. Заехали сперва в один огород, потом в другой. Потом-таки вернулись на трек и выехали из Первомайского на шоссе.

Все эти плутания были нужны, чтобы увеличить километраж и сложность, чтобы ушататься, потому-что место ночевки было совсем недалеко от Тулы. А если не ушататься, то будет не интересно. Ну и ехать по шоссе, конечно, не особо хотелось. 

На жд вокзале в Щекино остановились на перекус, чтобы пополнить запасы сала в организме.



Заодно покормили животинку. Которая согласилась есть только колбасу, а на хлеб и вафли смотреть отказалась.

Дальше предстояла долгая дорога по шоссе. Через 15км, перед д. Пришня надо было свернуть на проселочную дорогу. Было уже 17ч, состояние этой дороги мы не знали. Теоретически она могла быть в плохом состоянии и была вероятность добраться до места стоянки затемно. Но нам повезло - дорога была отличная. Офигенная!


На радостях сделали короткий привал, Миша поправил тормозной калипер, чтобы колодки перестали задевать ротор, попили чаю и бодрым темпом покатили.

Пока ехали, думали, приедем ли мы раньше лыжной группы или позже. Место стоянки всегда выбирает R1, поэтому приезжать раньше нам не было никакого резона. Ну и приехать к готовому костру, конечно, было бы приятно :) 

И вот, перед последним поворотом, за 2км до финиша мы заметили лыжную группу. Точнее, заметил ее, наверное, Lisalex, а я, слепой крот, минуты две вглядывался вдаль, пытаясь найти человеческие силуэты. 



Лыжники направились к нам, первыми шли Егор и R1


 а за ними - Ilya GT и остальные.


 Илюха, увидев велосипеды, заулыбался и со словами "велосипедики вы мои любимые, как же мне вас не хватало!!" принялся обнимать серегин TREK.

За Илюхой шел Хукер, на лице которого читалась вся печаль мира.  Лыжной группе досталось явно больше, чем нам. Виной тому перепаханные поля и тяжеленные рюкзаки. Но эта символическая встреча добавила энтузиазма всем и последние пару километров мы двигались вместе.

Приехали

 



Подходящее место для ночевки искали не долго. Увидели елки и без долгих размышлений остановились около них.



Я все-таки устал и почувствовал сильный голод, поэтому сразу же подкрепился орехами. Затем снял промерзшую льдом велосипедную куртку и одну из двух флисок, надел сухой свитер и теплую куртку. Свитер надел первым, а промокшую флиску - поверх него. Это позволило избежать замерзания.

Ботинки Lowa Trident хорошо сохраняли тепло. Ногам не было холодно, хотя на мне были тонкие низкие носки, которые я специально надел, т.к. знал, что в теплых носках я спарюсь.

Велосипедная однослойная куртка Endura Convert вообще-то предназначена для теплых осенних вечеров, но как показала практика, ее можно носить и в -20С, если надеть две флиски. Это логично, т.к. ее задача не согревать, а защищать от осадков и ветра. Впрочем, недостаток есть - она полностью промерзает и покрывается инеем изнутри. Это потому, что потею я сильнее, чем она "дышит". Может быть, если бы на мне была только одна флиска, то я бы потел меньше, но тогда я бы возможно замерз от потери тепла. На фото - куртка, вывернутая наизнанку.


На деле все не так страшно, как выглядит. При езде мне совсем не было холодно. Гораздо важнее иметь теплые перчатки и обувь, чем теплую куртку. А на стоянке в любом случае переодеваться, так что если есть возможность высушить куртку у костра, то можно не беспокоиться.

Костер развели шустро. Ель горит хорошо. Правда, костер обильно пулял угольками и без потерь не обошлось - Илюхе прожгло большую дырень на штанине, а мне прожгло перчатку. Брюки Endura Singletrack, к счастью, не пострадали, но в следующий раз я лучше возьму на смену что-нибудь, что не жалко...


Тент решили не вешать, а постелить на землю. Хукер приготовил отличный восстанавливающий суп. Потом поужинали гречкой с тушенкой. Долбопрезидент вручил долбосертификат Seregy и снял несколько порядков Куту. Очень душевно посидели у костра, пошутили, порассказывали истории, поели, попили чаю и вкуных напитков. В общем, жизнь удалась :)



К ночи мой термометр, которому удачно дали название "Мы все умрем", показывал чуть ниже -20С, хотя Seregy говорил, что позже было почти -22С. Так или иначе, было теплее, чем обещали синоптики.



Спать стали собираться рано, но мне почему-то спать совершенно не хотелось. Так не хотелось, что пошел укладываться я тогда, когда все остальные уже храпели.



У меня было два спальника - микропак 900 и 1200. Возник вопрос: какой спальник укладывать внутрь, а какой - снаружи. С одной стороны 1200й теплее, значит его лучше внутрь. С другой - 1200-й имеет рисунок синего цвета, 900-й - красного, а красный цвет долботеплее... Но все же уложил 1200-й внутрь.

Тента мне не хватило, но т.к. я взял два трапика, об этом можно было не беспокоиться. Попробовал уложиться сначала с правой стороны, но там было слишком много кочек и пришлось перебазироваться на левую. Долго возился, влезая в два спальника. Этот навык мне следует потренировать дома.

На спальник со стороны ног надел пустой рюкзак. Внутрь спальника кинул перчатки и брюки. На ноги надел двое обычных носков и одни шерстяные. Под ноги положил пакеты с провизией, чтобы было во что упираться, чтобы не съезжать с трапика. Взял флисовую повязку для укрытия лица от холода. Куртку сложил в виде подушки и положил под голову. Из одежды, кроме носков, на мне были хлопковые штаны, свитер, флиска и шапка.

Буквально через час почувствовал, что нужно сходить по малой нужде... Ну елки-палки, тюнился же уже перед сном! Пришлось распаковываться. Вылез из спальника и сразу почувствовал, насколько холодно ночью без теплой одежды. Отошел от ночлега метров на 10, слышу - все храпят, кто-то ворочается. А потом резко все затихло. Я аж обернулся :) Подумал, что делать, если окажешься один ночью в зимнем лесу без верхней одежды. Верная смерть.

Довольно долго пытался уснуть. У меня вечная проблема со спальником - то душно, то холодно. Наконец согрелся, сделал дырочку побольше, высунул нос наружу и заснул. Потом правда проснулся от того, что мне падал иней на лицо. Незабываемые ощущения :) Первую половину ночи засыпал и просыпался через каждые полчаса - то подвинуться надо, то опять душно стало, то надо перевалиться на другой бок... Потом уже заснул окончательно и... сразу же проснулся - утро! Бывает такое - не замечаешь сон, кажется, что только закрыл глаза, а прошла уже вся ночь.

В 1200-м микропаке есть кармашек для мелочевки. Я туда положил фонарь и телефон. Утром посмотрел на время - только 8:30. Вставать так лень... Ближе к 9-ти все-таки пересилил себя и вылез из своего кокона. Оделся быстро, как только смог, потому-что холодно утром очень. Спальники были обильно припорошены снегом, все прилично промерзло. Очень обрадовался, когда вспомнил, что перчатки и брюки ночевали в спальнике и их не придется согревать.

Утром потеплело до -19С.



С добрым утром!



Сэр Хукер не хочет вылезать из теплого спальника:

Утром все было в инее.



Быстро развели костер, согрелись. Костер - вещь хорошая! Об него греться можно!


На завтрак были макароны с сосисками и чай. С завтраком у меня вышла оплошность. Хотя макароны были отменные, есть совершенно не хотелось и я через силу доел одну порцию. Вторую порцию я есть отказался вовсе.  Пока делали чай, не закрыли котелок крышкой и чай получился с углем. Не очень вкусно.



После завтрака начали собирать рюкзаки. Я надеялся, что мой багаж заметно полегчает, однако в итоге заплечный рюкзак оказался забит под завязку. Все из-за того, что я не правильно распределил вещи - рюкзак на багажнике был на треть пуст. Но разбирать всю городушку и укладывать вещи заново мне было лень и я смирился с тяжелым заплечником.

У лыжной группы этот вопрос тоже проявился, т.к. они все везли на себе.



Время пролетело незаметно и в 13:00 лыжная группа отправилась в обратный путь. Илюха хотел уйти вообще без лыж, но ему не позволили :)



Через некоторое время двинулись и мы.



Ехать решили наиболее коротким путем - через Воздремо. Потом все же накрутили лишних километров, поехав в Тулу через Мясоедово и Скуратово. Если путь "туда" занял 66 км, из которых добрая доля была грунтовой, то обратно мы ехали только по асфальту, а километраж вышел примерно в 55 км.


Зимой много влаги уходит с дыханием из-за того, что воздух очень сухой. Чай пришлось экономить, поэтому остановки делали не часто. За полтора часа доехали до Первомайского и еще через полчаса были в Щекино. От Щекино договорились ехать через Мясоедово.

Где-то у Деминки заприметили столик и сделали привал. Там у Seregy упал в снег аккумулятор фотоаппарата, который он отогревал в перчатке. Аккум прямоугольный, такой хрен купишь, поэтому пришлось искать. Хотя место пропажи знали с точностью +/- 2м, найти беглеца никак не удавалось. И уже, когда собрались уезжать, Seregy шаркнул ногой по снегу в том месте, где искали больше всего и нашел аккумулятор.


В Туле купили горячего чаю в ларьке и разъехались по домам. Дом... Дом - штука хорошая. Даже более хорошая, чем костер и чай.

Дома я, не раздеваясь, сел за стол и приходил в себя, наверное, минут 30, неспешно попивая чай и пребывая в неком астрале. Вроде бы ничего не болело, но была какая-то общая усталость. Потом-таки нашел в себе силы дойти до ванной и принять душ. Было жарко и душно, пришлось сделать воду похолоднее.

Трек 2014-01-26: http://aerobia.ru/users/18746/workouts/251466



Да, ушатались мы не так сильно, как лыжники, но тоже знатно. Ну а как же без этого? Ведь если не ушататься, то будет не интересно :)

В субботу мы накрутили 66 км, из них минимум 20км - труднопроезжаемые грунты. В воскресенье километраж составил 55 км, ехали только по асфальту, но старались поддерживать более-менее высокую скорость. Не смотря на затруднения на газопроводе, велосипед показал себя с наилучшей стороны, как универсальное средство передвижения и получения новых впечатлений в зимний период, даже в большой мороз. За прошлую зиму я накрутил 1300км. В этот раз постараюсь накрутить больше :) Тем более, что надо тренироваться, готовиться к гоночному сезону.

Хочется еще рассказать о ночевке. Может быть, это кому-то поможет. Два трапика - хорошо. На одном тоже не помрете, но на двух будет гораздо теплее. Двух спальников микропак 1200+900 хватает, чтобы нормально спать, имея из одежды на себе хлопковые штаны, флиску, свитер и шапку. А вот ступни ног подмерзли, не смотря на то, что я был в двух обычных носках и одних шерстяных, и на спальник со стороны ног был надет рюкзак. Поэтому ноги надо утеплять по максимуму. Руки, кстати, тоже слегка замерзли под утро, что мне кажется странным. Палатка не нужна, без нее свежее.

Подводя итоги... Долботур был шикарный!! Очень надеюсь, что будет еще хотя бы один зимний ПВД. Всем участникам спасибо за дружную компанию и хорошее настроение, вы - лучшие :)


Ссылки на фотогалереи:
http://fotki.yandex.ru/users/brainsburn/album/208737/
http://fotki.yandex.ru/users/shurgout/album/145910/
http://fotki.yandex.ru/users/ilya-corp/album/222707/
http://fotki.yandex.ru/users/s-barinov2015/album/403064/

1 комментарий:

  1. Наверно зря тент на снег положили. Пошел снег и видимо я растопил спальником немалое его количество, этим объясняю то, что мой внешний спальник был весь во льду.

    ОтветитьУдалить