воскресенье, 19 августа 2012 г.

3 парня, 3 дня, 330 километров. Большой отчет

-->

Все началось с того, что мы (я и Леха) внезапно осознали, что в этом году мы не ходили ни в один более-менее серьезный велопоход. Ни в один! Такого быть не должно. Иначе какие мы тогда велосипедисты? Пораскинув мозгами, мы пришли к выводу, что ехать нужно к Оке, дня на три. Еще за месяц до намеченной даты Леха составил довольно интересный маршрут, пролегающий через Алексин, Егнышевку (святой источник целителя Пантелеймона), Велегож, Поленово и заповедник на берегу Оки, у деревни со звонким названием Республика. Маршрут был для нас новым, но к счастью, к нам присоединился Саня (Kut), который уже крутил педали в тех местах.

Точно в срок мы собрались и поехали. Вернулись через три дня - уставшие, с кучей впечатлений, с 330 км крутых подъемов и непролазных грунтов за плечами, и переполненными флешками фотоаппаратов. Но обо всем по порядку.

Подготовка

Маршрут был для нас новый, поэтому гнать мы не собирались. Да и какой смысл гнать, когда вокруг такая красивая природа! В планах было неспеша крутить педали по грунтам в течение трех дней, останавливаясь в интересных местах. За минимальную среднюю скорость было взято 10км/ч, поэтому планировали ехать в течение 8-10 часов каждый день, преодолевая по 100 км. На деле средняя скорость выходила в среднем 14-17 км/ч.

Взяли с собой спальники, трехместную палатку, два котелка - под еду и питье, запасную одежду, ремкомплект для велосипеда и много всякой стандартной мелочи. Еду закупали по дороге. 4 раза пополняли запасы воды у родников.

День первый

Утром я судорожно проверил и перепроверил все ли я взял. Убедившись, что все в порядке, я со спокойной душой стал одеваться. Уже нацепив рюкзак на плечи, понял, что не взял самого главного - миску, чашку, ложку!!!

Удивился тяжести своего рюкзака. Потом, на улице попробовал поднять Лехин рюкзак и понял, что мой по сравнению с ним - пушинка. Санек вообще ехал налегке. В походе наши роли распределились следующим образом: Санек - ведуший, Леха - везущий, а я - отстающий и фотографирующий.

С велорюкзаками ехалось в принципе нормально - по инерции тяжелый велосипед катит отлично. Но это по горизонтали. В гору ехать было трудно, т.к. тут никакой инерции уже не было и приходилось непосредственно своими силами тянуть весь груз.

Встреча в парке

К 9 утра с Лехой мы доехали до парка, там встретились с Саньком и отправились в путь. Первые несколько десятков километров мы бодро летели по грунтам - через мясновские поля, Щепилово, Гремячево.

Грунты были немного размокшими, но нас это не пугало

Но иногда лучше было нести велик на руках...

Я пытался фотографировать природу. После каждого снимка приходилось догонять ребят

Мост через Упу

Рядом с гремячевским железобетонным заводом обнаружили аистов, свивших большое гнездо на вышке ЛЭП. Причем, гнездо не заброшено - оба аиста находились в нем!

Гнездо на вышке ЛЭП

Упа

Затем мы свернули на ужасную дорогу, по которой просто стаями носились на бешеной скорости сумасшедшие фуры, которые явно были плохо настроены по отношению к двухколесным чужакам и проезжали совсем рядом с нами, вынуждая нас съезжать с дороги. Это были худшие 6 км в моей жизни!

Но все плохое когда-нибудь кончается и мы свернули на спокойную асфальтированную дорогу, ведущую в Алексин. Ехалось бодро, но я боялся перенапрячься и сдуться, поэтому в горки ехал неторопливо. Дело в том, что до этого я долгое время не катался на велосипеде, а в этот раз ехал на новой раме, к которой еще не привык. Однако, к полудню мы накрутили целых 70 км! Солнце припекало, поэтому мы решили сделать небольшой привал у речки под мостом. Саня даже искупался, а мы с Лехой предпочли немного умыться и отдохнуть в теньке. Отдохнули и поехали дальше.

После отдыха, впрочем, ехать легче не стало. Наоборот, начала накапливаться усталость. Добивали нас частые крутые подъемы, особенно, последний подъем перед Алексином. На нем Саня резво удрал от нас, а нам ничего не оставалось, как идти пешком. Разогнать велосипед на таком подъеме не удавалось, а на самых низких скоростях его так и тянуло вниз, назад. Короче говоря, последний километр мы топали на своих двоих. Я совсем не фотографировал, поэтому наши усталые морды вам увидеть не удастся.

В Алексине мы нашли ближайший супермаркет и закупились всем необходимым продовольствием. К слову, в Алексине я был первый раз :) Солнце жарило нещадно, поэтому мы отдохнули в ближайшем теньке и организовали перекус.

Далее наш путь лежал в сторону б.о. "Велегож". В одной из деревень Санек решил купить молока, но хозяев не было дома. Молока не получилось, зато на обратном пути получилось фото.

Регидрон окрыляет!

Попили, теперь можно и... Ну ка-ак не стыдно!

И снова крутим!

Такое красивое дерево я мог бы сфотографировать и получше. Каюсь...

По пути заехали в сельский магазинчик. Уж не помню, зачем. Купили, по-моему, бананов и йогурта. Продавщица с лицом учительницы и голосом гопника спросила у нас - "А на чем вы ездите в таких шлемофонах?". Ответили, что на велосипедах. В ответ услышали - "На велосипедах!? Да это больше на мотоциклетное походит! Ну круты-ые, ну круты-ые! В таких шлемофонах! Откуда такие крутые будете-то?". Мы сказали, что "оттуда" и спешно ретировались.

Наш путь лежал через р. Вашана, в которой мы просто обязаны были искупаться. Это очень холодная речка и знаменита она своей бодрящей прохладой, которая не покидает тебя долгое время после выхода из воды. Честно говоря, я не ожидал, что она настолько холодая. Поэтому, сиганув с мостика в воду, мой размякший на солнце организм, испытал не слабый шок. Впрочем, к прохладе быстро привыкаешь. Вода и правда очень бодрящая! После нее испарилась вся усталость. Если будете проезжать мимо, обязательно искупайтесь в этой речке! Там хороший спуск, есть глубокое место для ныряния, а в остальном глубина составляет не более полутора метров. Дно хорошее, каменистое. Народу там всегда много. Отличное место!

р. Вашана

Три товарища

Следующий привал ждал нас через каких-то 10 км - у Егнышевки. В том месте расположен святой источник целителя Пантелеймона. Там мы решили набрать воды. Забегая вперед, скажу, что там мы и заночуем.

Святой источник великомученика целителя Пантелеймона

У источника стоит купель. Правда, закрытая

Сам источник

Мосток
К источнику мы приехали уже под вечер. Надо было решать - оставаться с ночевкой тут или ехать дальше. После недолгих разногласий мы пришли к выводу, что лучше остаться у родника.

Я успел спуститься по крутому склону к берегу Оки и немного пофотографировать

Костер, разумеется, мы развели довольно далеко, в лесу. С дровами проблем не испытывали - в лесу было много поваленных деревьев. Протянули меж двух деревьев веревку, на ней закрепи более прочный ремень и уже на него повесили котелок. На ужин была вкусная гречка с тушенкой и чай. Вечер был классным!

Я взял в руки палку. Наверное, хочу стать человеком ;)
Очаг

После вкусного ужина можно и попозировать

К наступлению ночи, мы, сытые и довольные, стали перетаскивать вещи обратно к источнику. Ночевать было решено на террасе закрытой купели. Спальника у меня на тот момент еще не было, поэтому я взял теплые вещи. Поначалу было очень тепло и даже жарко. Однако, через пару часов температура воздуха стала резко падать. Хотя я одел на себя все, что было, мне все равно было довольно холодно. Так что, спальники рулят.

Перед сном просто необходимо пофоткать велики. Как же без этого!?

Лехин тяжеловоз

Мой был нагружен заметно легче

Ночью было немного страшновато. Сначала послышался тихий "пилящий" звук. Мы долго думали, что это за ерунда, пока не поняли, что это просто мыши грызут себе ходы в купели... В лесу постоянно ходили какие-то зверушки, иногда очень шумно, иногда очень близко.2 Леха даже проснулся один раз - ему показалось, что кто-то тырит велики :) Впрочем, насчет одного раза я еще мягко сказал. Я просыпался за ночь раз 5 от всяческих шорохов и пробегающих мимо то ли мышей, то ли крыс. Апогеем ужастика стал странный мужик, пришедший часа в 2 ночи набрать воды из родника :)

День второй

Прохладным ранним утром проснулись мы на террасе купели у святого источника целителя Пантелеймона и, немного напугав пришедших пораньше набрать воды паломников, пошли делать завтрак. Место для костра мы выбрали метрах в ста от источника - в лесу, чтобы никому не мешать. Уже через полчаса был разведен костер, а на натянутой с прошлого дня веревке, висел весело бурлящий котелок. Завтрак был здоровым — овсянка и чай. Сахара мы с собой не взяли, вместо этого, чтобы овсянка была более съедобной, мы разбавили ее кашкой «Минутка», содержащей вкусовые добавки. Заглядывая вперед, скажу, что на следующее утро нам пришлось через силу поедать чистую овсянку и, честно говоря, съесть получилось только половину порции. Позавтракав и окончательно проснувшись, мы собрали за собой весь мусор и отправились в путь. За этот день нам предстояло доехать до деревни «Республика», расположенной рядом с заповедником, на берегу Оки.

Готовится завтрак в парящем котелке

В первый день мы ехали, в основном, по грунтам и я даже обрадовался, когда увидел, что мы выехали на асфальтированную дорогу, ведь путь предстоял долгий. Однако, радость была кратковременной. Уже через пару километров мы свернули на проселок и заехали в лес. Лесная дорожка, сперва казавшаяся сухой и накатанной, в скором времени превратилась в сплошную кашу, которую приходилось аккуратно обходить по краю. Дорога становилась все хуже, ездоки и велосипеды с переменным успехом менялись ролями. Уж не помню, какое расстояние мы прошли по ней, но в наших головах одновременно появилась мысль - «А что, если эта дорога кончится через несколько километров посреди леса?». К счастью, «каша» сменилась на дорогу, обильно присыпанную песком и мы выехали на поляну, к какой-то базе отдыха, набрали свежей воды у попавшегося на пути родника, проехали мимо Велегожа и отправились в Поленово.

Сейчас как начнем коЛЕСить!

Вот по такому «автобану» пришлось нам ехать несколько километров. Конца и края ему не видно

Впереди — крутой спуск и поваленное дерево. За один день мы перетаскивали, нагруженные рюкзаками велосипеды, через всяческие препятствия раз эдак пятьдесят:

Нет, это не у помойки мы решили сфотографироваться. Это так принято "украшать" родники

Из-за большой концентрации крутых спусков, резких поворотов и поваленных деревьев иногда ехать было вовсе бессмысленно

По пути заметили памятник и остановились посмотреть поближе. Это был мемориал павшим в Великой Отечественной войне. Сначала мы хотели сфотографироваться у него, но потом передумали, решив, что это будет немного неуважительно. Поэтому, просто сфотографировали сам мемориал и поехали дальше.

В Поленово мы решили немного отдохнуть, освежиться и подкрепиться. По территории Поленово ездить на велосипедах нельзя, поэтому пришлось идти пешком, ведя велосипед рядом. Солнце изнурительно давило на головы, так что поглазев немного на красоты музея, мы решили искупаться в Оке, благо хороший песочный пляж был рядом. В Оке я плавал первый раз, поэтому был удивлен силой течения — река пытается тебя унести, если ты в воде чуть выше пояса. Отплыл я от берега, как ошибочно полагал, под прямым углом, обернулся назад, а картина пляжа уже другая — меня снесло течением метров на 70. На обратном пути было решено пообедать в местном кафе, ведь ни один сникерс не заменит горячий суп.

Поленово, Ока

Далее нам предстояло проехать почти без остановок аж до Серпухова. Большая дистанция совершенно не пугала, ведь в этих местах чудесная природа. Едешь, крутишь педали, а сам только и смотришь по сторонам. Накрутив чуть меньше 20 км от Поленово, я проколол переднее колесо. Вскрытие показало, что виновником прокола был то ли стебелек травинки, то ли тоненькая веточка, вошедшая в покрышку под нужным углом... В течение 5-ти минут камера была заменена на новую и мы поехали дальше. Под Серпуховом свернули на Симферопольское шоссе и переехали через Оку. К юго-востоку от Серпухова можно найти деревню «Республика», около которой расположен заповедник. Туда-то мы и направлялись.

Фатальная палочка

Спуск!

Подъем...

По дороге к заповеднику мы пополнили запасы прохладной воды у родника. Как называется этот родник я, к сожалению, не знаю, запомнился он мне другим: кнопкой, подающей или перекрывающей воду и электрической свечкой, стоящей напротив иконы. XXI век на дворе, надо радоваться, что в родник не додумались установить счетчик.

Я так понял, что Ока - это один большой пляж

На эту дорогу нам нужно было спуститься...
...  по этой лестнице

Леха изучает карту местности

До «Республики» ехалось бодро. Сначала - по ровной, асфальтированной дороге, идущей вдоль Оки и свободной от машин, а потом — уже по проселку. Мы знали, что виднеющаяся вдали часть леса — заповедник и это придавало сил. Проехав через заповедник мы планировали устроить ночлег на песчаном берегу Оки, который обещал быть очень красивым в тех местах. Это и должно было стать ключевой точкой нашего велопохода.

Однако, нас ждало разочарование. Когда мы подъехали ближе, то обнаружили, что дорога сворачивает совсем в другую сторону, а сама территория заповедника огорожена забором, да и дороги там вовсе нет. Телефон с A-GPS не ловил сигнал, поэтому мы не могли посмотреть, куда лучше ехать. В течение получаса мы искали объездные пути, но так ничего и не нашли... Делать нечего — пришлось возвращаться. Не смотря на то, что в этот день уже было пройдено более 70 км, до вечера оставалось много времени. Поэтому было решено ехать к Велегожу через Заокский и там заночевать. Тогда мы не знали, что от искомой точки нас отделял всего-лишь небольшой овраг с болотцем, который можно было бы быстро пройти при желании.

Большой облом...
В тупике...
Ловись A-GPS большой, да маленький! Зараза...

До Велегожа нужно было накрутить еще примерно 70 км. До вечера я ехал как заведенный, а потом начал постепенно скисать. Предыдущая ночевка без спальника дала о себе знать — у меня заболело горло и поднялась температура. Последние километры давались тяжело. В отличие от Kut-а, который не только не устал, но еще и бодро, с выражением напевал советские песни. По дороге купили молока с хлебом и немного восстановили силы.

Дорога вдоль Оки просто классная, хоть это радует

Едем к заокскому...

На подъезде к Заокскому адреналина в кровь добавил довольно крутой спуск, по которому мы летели чуть ли не 60 км/ч. Уже к сумеркам мы доехали до базы отдыха «Велегож». Набрали воды в местном роднике и принялись искать уютное местечко. В таком месте, как Велегож, это было трудно — кругом толпы отдыхающего народа и по сотне децибел в каждом багажнике. Поплутав с часок туда-сюда, мы нашли подходящий закуток в сосновом бору, недалеко от Оки. Сосны мы искали не просто так — в них обычно не бывает комаров.

Поворот на Заокский. Усталые и злые. Сил уже нет :)

На этот раз спать решили в палатке

Готовим ужин

Санек уверенно хотел после ужина съездить за 3 км к роднику - набрать воды и умыться. Объединенными силами его удалось уговорить отложить это занятие на утро :) Я почувствовал, что заболел — температура была явно повышена, болело горло. Боялся, как в таком состоянии поеду завтра, ведь до дома было не менее 80 км. Разожгли костер, поставили палатку, поужинали стандартным набором гречка+тушенка, я напился горячим чаем, принял какую-то таблетку то ли от температуры, то ли от диареи и мы легли спать. Спалось больно, но крепко — обгоревшие на солнце плечи неистово требовали внимания, но усталость от езды дала мозгу приоритетную команду «отбой». Утром проснулся здоровым.

День третий

Выспались отлично. Утро началось с лягушки!

Первым делом привели себя в порядок, развели костер и заварили чай. Затем приготовили овсянку. Овсянку поедать пришлось без каких-либо вкусовых добавок типа соли или сахара. Съели с горем пополам меньше половины порции. От безысходности сожрали всю другую оставшуюся еду. К роднику не поехали, решили побыстрее собраться и скорее доехать в Тулу.

Среди сосен виднеется палатка

Воды хотели набрать в Егнышевке, но там была просто огромная очередь. Просить пропустить нас без очереди, чтобы набрать полулитровые бутылки, мы не хотели. Попробовали набрать воды в ручье, выше по течению от источника, но вода просачивалась через землю, словно сквозь губку и воды получить не удалось.

Пополнить запасы питья решили в том самом магазинчике, в котором в первый день велопохода мы покупали бананы и йогурт. Решили купить кока-колы, но обнаружили, что 1л этого зелья стоит аж  80 руб. Ради интереса я узнал цену в палатке, стоявшей на другой стороне дороги. Там 2л кока-колы продавались уже по 72 руб. Не кислая такая разница! А все потому, что у магазинчика стояли столы с зонтиками, а у палатки - нет. Посидели немного под зонтиками и поехали дальше.

Санек предложил ехать до Тулы по дороге Алексин-Новогуровский-Новоклейменово. Дорога оказалась достаточно напряжной для наших уставших организмов. Ехалось тяжеловато. Единственный бонус - малое кол-во автомобилей. У Маньшино мы свернули налево и выехали на перекрытую дорогу. Машины по ней ездили еще реже - примерно раз в 10 минут.

По дороге из Алексина в Тулу

Поля - до горизонта!

Кроме подъемов, по дороге нам встречались совершенно разные поля!

Были такие...
Или такие...
Короче, много их было разных :)

Подъемы на этой дороге были очень частыми. Мы к ним в принципе привыкли. Но потом из-за поворота показался подъем, увидя который, мы одновременно заорали что-то вроде "Неееееееет!! Сворачиваем назад, нафиг, в Алексин обратно!!". Подъем не был таким уж чудовищным, но увидели мы его под "нужным" углом и нашим воспаленным мозгам он показался просто диким.

За что нам такое наказание!?..

Пока ехали обратно, у кого-то возникла мысль - а ведь мы выпили за день тонну воды, но зеленую остановку делали только один раз! Почти вся вода выходила через кожу...

Солнце упрямо давило на головы, поэтому километров за 20 от Ленинского мы сделали последний привал. До Тулы оставалось всего ничего. Уже у Барсуков решили ехать не по Алекинскому шоссе, а через поля. Пока ехали по ним, окончательно растрясли себе все, что можно. Результатом постоянной тряски при езде по грунту с плохо амортизирующей вилкой стали опухшие руки в районе запястий. Впрочем, об этом я думал меньше всего. Хотелось поскорее вернуться домой и отдохнуть.

В Мясново наши пути разделились - Санек поехал в одну сторону, а я и Леха - в другую. Уже меньше, чем через час, я был рядом со своим домом. Велокомпьютер показывал почти 330 км. Договорились с Лехой, что вечером встретимся, я отдам ему котелки, а он мне даст флешку с фотками. Наивные!! Организм, видимо, еще не понимал, как сильно он устал. Придя домой, я успел только принять душ и на этом мои воспоминания обрываются.

...

Мой рассказ приблизился к завершению. В заключение — об ощущениях. Не смотря на то, что мы немного не доехали туда, куда хотели, велопоход удался на славу! За три дня нашего небольшого путешествия произошло много всего. Самое главное, что мы выбрались из города и побыли наедине с природой. Эти три дня навсегда останутся в моей памяти. Я изо всех сил постарался рассказать о самом интересном из того, что произошло с нами. Надеюсь, вам понравилось.

Хочу сказать огромное спасибо Лехе (lisalex) - за организацию и маршрут, Сане (Kut) — за приятную компанию и помощь в навигации.

И последнее - ребята, ездите в велопоходы, оно того стоит! ;)

1. Приветствую! Хорошо вы прокатились! Особенно приятно читать зимой:)
    Переходите на контактные педали, подъемы покажутся шуткой, километраж вырастет.

1. Спасибо! На контакты перейду летом.
      Зима зимой, а за эти выходные я 180км накрутил - в ПВД ездили :-)