понедельник, 7 января 2013 г.

Крайний долботур. Снег, велосипед и -20

Зимой я катать люблю. Мне это нравится со всех сторон. И не могу я понять людей, сугубо критически настроенных к сочетанию зима+велосипед, при этом не имеющих опыта зимней езды и упорно доказывающих свое субъективное мнение. Я мог бы начать рассказывать, про правильную одежду, оставляющую тело сухим, про погоду, при которой велосипед останется чистым, про то, что по укатанному снегу на велосипеде ехать чуть ли не удобнее, чем по асфальту. Но не буду. Потому-что всегда найдутся люди, которые спросят "а зачем это надо?" и я им ничего не смогу ответить. Люди есть разные, а у разных людей есть разные цели, увлечения и интересы. Это нормально.

На форуме mtbtula.ru периодически проводятся матрасные и не очень велопоходы, называемые между собой "Долботурами". Почему они так называются? Все очень просто.  Дело в том, что организуется они Долбопрезидентом.

Последний велопоход 2012-го был намечен на 1-е декабря, потом его пришлось перенести на 8-е, потом - на 15-е. Дальше откладывать было некуда, поэтому несмотря зловещие прогнозы синоптиков, велопоход состоялся.

Заранее скажу, что это был самый морозный покатун на моем небольшом опыте. Для лучшего понимания: днем было минус 15-16, ночью - минус 20, все утро следующего дня - тоже минус 20. Проехали чуть более 100 км. Именно этим объясняется большое количество теплых вещей, взятых с собой.





Про подготовку к велопоходу решил написать заранее. Кому не интересно, можете это пропустить.

Комплектация

Одежда

Ноги:

  • Всесезонное термобелье Guahoo (не для сугреву, а отведения влаги ради);
  • Хлопковые подштанники;
  • Плотные однослойные спортивные штаны;
  • Шерстяные носки;
  • Китайские зимние кроссовки с мехом.

Пояснения: 

Сильнее всего мерзнут ступни, поэтому надо позаботиться о хорошей обуви. В моем случае обувь была посредственной, но меня спасли шерстяные носки. Ватные штаны не обязательны, но надо помнить, что без ног на велосипеде не поедешь, поэтому лучше одеться потеплее. К тому же, на стоянках будет неудобно одевать-снимать дополнительные штаны, поэтому лучше ноги утеплить сразу.

Верх:
  • Всесезонное термобелье;
  • Флисовая толстовка;
  • Обычная зимняя куртка без подкладки;
  • Спортивные зимние перчатки;
  • Флисовая балаклава;
  • Спортивная зимняя шапка.

Пояснения:

Верх при езде мерзнет слабо, сотню свитеров на себя надевать не стоит. Тут главное - не запотеть. Лучше положить лишнюю кофту в рюкзак и одеть ее, если замерзнешь. А вот на стоянке в таком виде замерзнешь сразу, поэтому надо запастись еще и теплым свитером.

На велосипеде кисти рук мерзнут сильно. Не пожалейте денег и купите теплые, износостойкие и непродуваемые перчатки. Я пожалел и руки немного замерзли. Чтобы не испортить дорогие перчатки на стоянке бревнами, раскаленным углем и т.п., стоит взять с собой советские зимние рукавицы за 250 руб, которые греют не хуже перчаток за 5 тыс.

Балаклава обязательна. Она защитит голову от гуляющего холодного воздуха, защитит уши от продувания, а лицо - от обморожения. В принципе, ее основная польза заключается в защите шеи и ушей от продувания. Защита лица - вторичное. Я сделал себе на скорую руку самодельную флисовую балаклаву и могу сказать, что она мне очень помогла.

Запасная одежда:

  • Теплый свитер;
  • Шерстяные носки;
  • Махровые носки;

Пояснения:

Рукавицы я не взял, о чем и пожалел. В остальном, больше ничего не понадобилось.

Картинки...

Опыта у меня пока немного, но поделиться чем-то полезным могу. Чтобы было лучше понятно, дополняю текст фотографиями. Я говорил о советских зимних рукавицах. Имелись в виду такие:


В таких и в минус 30 будет тепло. Стоят рублей 250-300. Купить можно в военторге или в интернет магазинах.

Или такие, трехпалые:





Термобелье:
Термобелье Guahoo Sports мультисезонное. Комплект стоит 2500. Не самое крутое, но вариант хороший. Влагу отводит, на ощупь приятное. Приставка "термо" - дебильная, правильнее называть такую вещь влагоотводящим спортивным бельем. Полезная штука, обязательная для велосипедиста. Ох, как я раньше мучался с мокрой спиной... Теперь все ок.

Балаклава самодельная флисовая (я в центре):


Полный перечень:

  • 2 спальника Micropack 900 *;
  • туристическая сидушка;
  • трапик;
  • термос;
  • еда на перекус (шоколад, бутерброды);
  • шерстяной свитер;
  • запасные носки;
  • носовой платок;
  • аптечка;
  • велоаптечка;
  • веревка;
  • фотоаппарат;
  • телефон;
  • фонарь;
  • клмн;
  • нитка, иголка;
  • компас;
  • чековая лента;
  • деньги (крупные и мелкие);
Котлы, топор и все остальное было взято другими участниками.

* Два осенних спальника взял, потому-что зимнего спальника у меня нет. Спал в одежде (кроме куртки), в шапке. Было тесно и неудобно. Надо купить просторный зимний спальник.



Поехали!


Итак, с приготовлениями закончили, можно ехать. Честно говоря, поначалу было немного боязно. Но я еще в самом начале решил, что поеду в любую погоду. Встретились в указанном месте в 10:00 утра и тронулись. Из города выезжали запутанно - через Заречье, Клоково и поля - в сторону Ленинского. К 11:00 показалось солнце и ехать стало веселей. В первом попавшемся поле решили сфотографироваться:



На подъезде к Барсукам:



Нашли лавочку с клумбами, сделанными из старых унитазов. Ну как тут не сфоткаться!


Проезжая мимо барсуковского пруда, пришлось идти пешком.




Но потом все-таки выехали к Ленинскому. Там же и закупились продовольствием.


... и поехали в сторону Обидимо и Варфоломеево.

По пути надо обязательно сфотографироваться.


Подъемы давались тяжело.


На дороге, название которой я забыл, был замечен капремонт покрытия. Сразу видно, что налоги идут туда, куда нужно.


Миша даже решил сфотографироваться на память рядом с настоящими нанотехнологиями.


По слабонагруженной дороге ехалось скучно. Честно говоря, я даже не помню, что там было. Наверное, мы просто ехали :-) Зато под конец пути мы вышли к полю и снова пришлось спешиться.


Поле было покрыто относительно глубоким снегом, по которому было весьма затруднительно ехать. У меня только под конец получилось разогнаться и я быстро пролетел оставшиеся 30% поля. Заодно понял, что по слабому насту легче ехать быстро - тогда велосипед не успевает проваливаться. Правда, разогнаться не всегда получается.


Пройдя поле, мы увидели, виднеющийся из-за леса, наш Тульский Цирк. Казалось бы, целых 50 км отделяет нас от него, а видно так, будто он в двух шагах!


На подъезде к Лукино нас ждал сюрприз.


Ну, вообще-то мы знали об этой речке заранее и подготовились к ее форсированию. Илюха взял с собой нижнюю часть костюма химзащиты.


Планировалось переходить реку в этих сапогах и бросать сапоги обратно на другой берег. Большинство проголосовало против этого варианта и мы решили пройтись вдоль берега, найти прочный лед и перейти реку по нему. Напомню, что температура воздуха была около -15 градусов.


Вдоль берега была небольшая тропинка. Но из-за глубокого снега пришлось идти пешком.


Потом тропинка кончилась вовсе.


Идти было тяжело. В конце концов мы решили не переходить реку и не идти дальше, а сделать привал на этом же береге. Тем более, было замечено подходящее для этого место на небольшой возвышенности.


Найдя подходящее место, мы пошли за дровами, а R1 начал развешивать тент. Холодало. До темноты нужно было набрать достаточное количество хороших дров, найти толстые бревна для сидения, подготовить место для ночлега, набрать воды, приготовить еду. Фоткать было некогда. Сделать несколько фотографий у меня получилось лишь поздним вечером.

Вдали виднелось высокое здание какого-то завода. Светило огнями и гудело всю ночь.


Попиваем чай. Отдыхаем, пока другие работают :-)


Ближе к ночи было решено запечатлить показания термометра. Минус 20.


А вот в двух метрах от костра - жара - минус 15. Костер - вообще штука полезная. Об него можно греть ноги, сушить носки и делать чай.


Посидели, отдохнули, подкрепились. Фото на память.


Велосипеды тоже не обделены вниманием.



Часов в 12 начали приготавливаться ко сну. Легли поздно, потому-что проснуться надо было с восходом солнца, а солнце зимой поднимается поздно.



У меня было два спальника Micropack 900 (осенний вариант) и мне надо было засунуть один спальник в другой. С горем пополам надул резиновую подушку, ставшую на морозе скорее пластмассовой. В куртке и ботинках в спальнике лучше не спать, поэтому их я снял.

Я долго ворочался и не мог заснуть. Сон совершенно не шел. Смотрел на чистое звездное небо, но организм работал уже с выключенной печкой, поэтому лицо быстро замерзало и приходилось залезать в спальник полностью. Было тесно. На мне было термобелье, двое штанов, флисовая толстовка и шерстяной свитер. Плюс ко всему я был в двух спальниках, поэтому места категорически не хватало. Я почти заснул, но внезапно у меня зачесалась пятка. О спальник ее особо не почешишь, а рукой достать нельзя, поэтому пришлось терпеть.

Всю ночь на морозе трещал лес...

Хотя легкий тюнинг был произведен заранее, ночью четверо из шестерых вставали по малой нужде. В этом был плюс, так как проснувшиеся могли подкинуть дров в затухающий костер. Все же к утру костер потух совсем и оставшиеся 2-3 часа было прохладно. Я забыл надеть вторые носки и ноги слегка замерзли. К тому же мой летний трапик был слишком тонким. Но прохладно было не всем - кто-то утром проснулся абсолютно счастливым.


Проснулись мы примерно в 8:30. Я вставил ноги в задубевшие от мороза ботинки и попытался разогреться. Немного пофотографировал.


Река Вашана.




Воду для чая и макарон набирали прямо из проруби.


Все столпились вокруг костра и греются. Все, кроме Миши, который спал в двух зимних спальниках и кажется даже запотел.


Шапку я надел наизнанку...


На утро были макароны с тушенкой и чай. Тушенка ночевала без спальников, поэтому превратилась в лед. 15-20 минут отогревания у костра не дали особого эффекта, поэтому пришлось вывалить ее в горячие макароны и уже потом измельчить.




Утром было все еще минус 20.


Часам к 11 начали собираться в обратную дорогу.





Велосипеды покрылись инеем

Новенькая Schwalbe Ice Spiker Pro во всеоружии


Собрались и двинулись. Нужно было пройти вдоль берега Вашаны, перейти через поле и выйти на асфальтированную дорогу. Метров 200 проехали по льду Вашаны, но т.к. речка эта кишит ключами, то в некоторых местах льда не было, поэтому пришлось снова идти пешком. На обратном пути вдоволь насмотрелись на красоту зимней природы



Какая-то романтика в этом есть!





Восходящее над деревьями солнце, добавило контраста

И снова поле. Велосипед в снегу вязнет, разогнаться не получается. Приходится идти. За горизонтом оно идет под горку и там мы уже пробовали ехать с переменным успехом.

Редкий случай, когда фото против солнца смотрится классно!

На дороге ехалось легко, но неторопливо.



Пару раз останавливались на чай. Раз уж набрали полные термосы в обратную дорогу, надо пить!

Естественная парковка.

После чаепития поехали дальше. Лично мне ехалось скучно. Все-таки по проселку ехать куда веселее, чем по монотонному шоссе.

Внезапно, у R1 разбортировалось колесо при торможении. Но это не беда! На ремонт ушло минут 5.

Отремонтировались и поехали дальше. Это - последняя фотография на тот день. Скоро Тула. Скоро дом.

Воздух к этому времени потеплел до минус 16.

На следующем фото - практически то же самое место, летом этого же года. Фото сделано, когда мы возвращались из трехдневного велопохода к Оке. Тогда было градусов на 45 теплее! Ностальгия...

Заключение

Ехать в такую погоду я слегка побаивался. Помню, как в прошлом году выехал на часок в парк в минус 23 и офигел. Тогда мне казалось, что -23 - это температура, не сопоставимая с велосипедом. В этот раз было на 3 градуса теплее, но предстояло при такой температуре ехать весь день, а потом ночевать, да еще и без палатки... Это ж можно и задубеть насмерть! Однако, все оказалось далеко не так страшно, как я думал. За все время не было такого, чтобы у меня отмерзали пальцы на ногах или руках. Да, было зябко, особенно под утро, когда потух костер. Но все в рамках приличия. Зато теперь я выявил свои ошибки и не повторю их в будущем, а потому в следующий раз при аналогичных условиях я буду чувствовать себя комфортнее. Получился эдакий небольшой урок выживания в трудных условиях, чему я несказанно рад. 

Пока я это пишу, за окном уже 18-е января 2013-го и второй день идет снег. Сугробы адские. По таким - только на фатбайке. Хочется верить, что снег быстро утрамбуется.

Между тем, зима еще не кончилась и, возможно, в феврале снова получится съездить куда-нибудь с ночевкой. Велосезон продолжается! ;-)











3 комментария: