Заднюю втулку перебирал только раз, спустя несколько месяцев после покупки. Тогда почистил собачки, вставил их обратно и все. Подшипники не менялись и не обслуживались. Возможно пару раз капал на собачки пару капель смазки для цепи. Иногда проверял состояние подшипников.
Недавно проверял на ощупь состояние подшипников. Подшипники в теле втулки в полном порядке, крутятся без вибрации, люфт не обнаружен. Маленькие подшипники во фрихабе уже просят замены - люфт не обнаруживается, но крутятся с вибрацией, особенно, крайний правый. К слову, состояние маленьких подшипников ухудшилось после грязевой гонки в Чулково 22 мая 2016. До этой гонки крайний правый подшипник чувствовал себя явно лучше. Но в целом все было норм, со втулкой не было вообще никаких проблем.
И вот, спустя чуть более трех сезонов звук втулки стал неравномерным, будто колесо при кручении за что-то задевает. Приехал домой, разобрал втулку и заметил повреждение зубьев фрихаба. Подробный осмотр показал следующее:
- У нескольких зубьев фрихаба отколоты грани;
- У соседних с ними зубьев заметен чуть более сильный износ от трения об собачки на свободном ходу;
- Остальные зубья в полном порядке;
- Все шесть собачек успели повредиться, упираясь в зубья с отколотыми гранями.
Для сравнения, так выглядит неповрежденная часть (грани зубьев целые и без заметного износа):
А на следующем фото видны поврежденные зубцы:
Собачки по ширине немного меньше, чем зубья фрихаба. Поэтому откололись только центральные части зубьев, а с краю остались зазубрины, которые постепенно выгнулись и стали выпирать (на такую указывает нижняя зеленая стрелка). На собачках также образовались зазубрины. На свободном ходу они задевают друг друга и колесо крутится неравномерно.
Фото собачек. Три из шести, остальные примерно такие же. Виден характерный износ по краям:
Почему же это произошло? Пока вижу следующие объяснения:
1) На грязевой гонке в Чулково на велосипед налипло очень много песка и некоторые детали ушатались. Об этом я уже писал. После гонки я снял барабан втулки для осмотра состояния подшипников, убедился, что они крутятся нормально и собрал втулку обратно. Возможно в это время внутрь попал налипший снаружи песок, который и привел к таким последствиям. Версия, честно говоря, не очень реалистичная, но фик знает...
2) Возможно какая-то дрянь попала внутрь еще давно и повредила зубцы. Это могло произойти хрен знает когда, а заметил я это только когда зазубрины разрослись и стали задевать друг за друга. Может быть просто надо было чистить втулку изнутри время от времени.
3) Возможно это вообще нормальный износ от времени и километров.
4) Криво стоять фрихаб не мог. Он плотно сидит на оси, прижимается вплотную к телу втулки и никаких перекосов быть не может.
Понятно, что в таком состоянии втулку использовать нельзя, т.к. будут доламываться собачки, упираясь в покоцанные зубья фрихаба и ситуация только усугубится.
Понятно, что в таком состоянии втулку использовать нельзя, т.к. будут доламываться собачки, упираясь в покоцанные зубья фрихаба и ситуация только усугубится.
В качестве лечения собираюсь подточить выступающие зазубрины напильником и сточить сами поврежденные зубья, чтобы собачки до них не доставали. Собачек все равно шесть штук, ничего страшного, если одна не будет работать. Проблема только в том, что простым напильником туда хрен подлезешь и возможно не получится достаточно хорошо подточить зубья. Но буду пробовать.
Кстати, новый фрихаб стоит 4100р, новые собачки 1400р. В сумме получается 5500р. А теперь внимание - точно такая же новая втулка на том же чейне стоит 6000р. Но я все же надеюсь, что придется избежать лишних трат и эта втулка прослужит хотя бы до конца сезона. Статью буду дополнять, если будут новости.
Дополнение от 09.08.2016
Итак, прошло два месяца и 1300км, и втулка вроде бы работала как надо. Но буквально неделю назад я заметил, что изредка при нажатии на педаль во втулке что-то щелкает. На днях была КК гонка в Протвино и на просмотровом круге втулка начала немного заедать на свободном ходу, а после просмотрового ее вовсе заклинило. К счастью, у друга совершенно случайно было запасное заднее колесо, поэтому гонка не сорвалась.
По возвращении домой, я попытался разобрать втулку, барабан ни в какую не хотел слезать с оси.Я решил, что или большие зазубрины цепляют друг за друга или отколовшийся кусок металла куда-то упирается и мешает снятию барабана.
С помощью отвертки и молотка я все же смог снять барабан. Оказалось, что банально подшипник очень туго сидел на оси. Почему так - не понятно, раньше такого не было. Но это мелочи. Главное - как обстоят дела с собачками и зубцами барабана.
Собачки, как оказалось, в хорошем состоянии, ничего не треснуло. А вот с барабаном ситуация похуже. Если два месяца назад отколото было три зубца, то сейчас - половина всех зубов барабана. Причем откалываются зубья только с одной стороны - там, где были отколоты первые. Видимо, на поврежденных зубьях собачки как-то особенно себя ведут и в результате повреждаются соседние зубы. Ну или стальное кольцо с зубами как-то неравномерно обработано на заводе, не знаю.
Собственно, фото барабана. Ситуация плачевная:
Заклинивала втулка, понятное дело, из-за осколков металла. Осколки я вычистил и собрал втулку. По всей видимости, дальнейшего разрушения барабана не избежать, поэтому надо будет периодически ее разбирать и чистить от осколков.
Сразу после установки колеса на байк, втулка стала едва заметно подклинивать. Но ничего, пробный заезд прошел удачно, половина зубцов еще цела, авось, хватит до конца сезона :)
...
ОтветитьУдалитьСамое часто выходят из строя на моем велосипеде это велосипедные втулки и я постоянно ищу где их приобрести.Вот недавно мне друзья посоветовали обратить внимания на магазин Велоолимп , когда я зашел на сайт магазине я был приятно удивлен, такого большого ассортимента запчастей на велосипеды я раньше не где не видел.
ОтветитьУдалитьБлин, даж удалять не буду это) Рекламщик 80лвл :D
УдалитьУх ты!
ОтветитьУдалить