вторник, 4 февраля 2014 г.

2014-02-02. На велосипедах по Оке от Калуги до Алексина

На днях увидел в чате сообщение, что в воскресенье планируется велопокатушка по замерзшей Оке - от Калуги до Алексина. Захотелось поехать, но в голову стали лезть страшные мысли, связанные с тонким льдом и ледяной водой. Вспомнилось, что лед может быть очень опасным и не всегда можно определить, где он тебя выдержит, а где - бульк. Да и если с велосипедом под лед пойду, то ведь сам утону, но вел спасу :) В общем, было стремновато. В первый раз все-таки. Но в итоге решил ехать, понадеевшись на многолетний опыт Андрея Шмаренкова (Вождь), который ездит по льду далеко не первый раз. В итоге все прошло хорошо - лед крепкий, снега мало, погода не подвела.

Разумеется, выход на лед не может быть полностью безопасным. Готовиться надо к худшему. На случай, если придется искупаться, взял на смену - куртку, перчатки, носки и полиэтиленовые пакеты. Взяли и прочную веревку в достаточном кол-ве. К счастью, это все не понадобилось.


Решил ради эксперимента попробовать программу для онлайн трекинга в реальном времени - Real Time GPS Tracker (Android). Суть ее вот в чем: запускаете ее у себя на смартфоне, даете друзьям ссылку на свой профиль на сайте greenalp.com и все, просматривающие страницу вашего профиля будут видеть ваше текущее местоположение и пройденный маршрут. Ниже опишу подробнее.

В назначенный день, в 5 утра меня разбудил телефон. Гляжу я на него сонными глазами и вижу, что звонит мне какой-то "Отклчетотам". Думаю - ну, совсем обнаглели звонить среди ночи. Уже хотел жать кнопку "Отмена" и спать спокойно, но затем-таки понял, что это звенит будильник.

Встреча была назначена на 6:50 у ж/д вокзала. Позавтракал, оделся, залил в термос горячий чай и поехал. Утром температура была около -17, но на день прогнозировали всего -13. Обычно я езжу в тонкой ветровке и двух флисках, но в этот раз решил попробовать одеть лишь одну флиску. Как ни странно, доехав до вокзала (6км) совсем не замерз.

В 7:05 сели на поезд в Калугу. Кроме нас в вагоне было только два человека. Заранее приготовили деньги, но кондуктор так и не пришел. Доехали забесплатно. Поезд неторопливо шел из Тулы в Калугу через Алексин, путь занял аж три часа.

В 10:00 высадились в Калуге и, не долго думая, тронулись. Шустро доехали до моста через Оку и спустились к реке. Лед был на удивление хорошим, снега было не много. Я даже подумал, что такими темпами мы доедем до Алексина гораздо раньше, чем планируется.


Уже в Калуге


 -13С

Спускаемся к Оке

У моста

Тронулись

Фото на память


Пока ехали, я пытался анализировать состояние льда. Два темных пятна, казавшихся плохо замерзшими проталинами, оказались с толстым льдом, по которому можно было спокойно ехать. При езде рядом с берегом, лед иногда потрескивает и это нормально. Оценил масштабы торосов - от берега до берега и на сотни метров вперед.

Ехалось отлично. В основном лед был ровный, иногда нужно было петлять, объезжая торосы. Периодически проезжали мимо рыбаков. На снегу в течение 10-15км был виден след лыжника, шедшего коньком.

Около д. Криуши торосы пошли слишком обильно и мы проехали по берегу чуть более километра, а затем вырулили обратно на реку. Накрутив по льду 20км, у д. Боково сделали первый привал. На привале печка выключилась и я все-таки решил надеть вторую флиску, потому-что солнце еще не поднялось и не вышло из-за туч. Тем более, темп мы держали не высокий - по льду особо быстро ездить не рекомендуется.

Пошли торосы. И мы пошли.

Современное искусство. Стиль - долбоэкспрессионизм.

Миша и Хукер

Вождь

Иногда приходилось попетлять

Первый привал


По льду ехать хорошо! Ветра практически нет, лед ровный, снега мало. Периодически встречающиеся торосы очень интересно преодолевать на велосипеде. Там я вдоволь наэксперементировался: где лучше вел вперед толкнуть, где вверх потянуть, где проще по иннерции переехать, где надо поберечь задний переклюк от боковых столкновений со льдиной. Обалденно! Правда, не все разделяли этот интерес :(

Может быть из-за моих стараний ехать по торосам на велосипеде, а может быть из-за поднявшегося солнца и разошедшихся туч, мне стало жарко и я запотел. Вообще, для меня это типичная ситуация, т.к. потею я постоянно. Могу неспешно доехать до магазина и обратно, и по приезду домой спина будет влажной. Так что, запотел я прилично. Расстегнул молнию на куртке, но это мало помогло.

Еще километров через 10 торосов стало очень много. Пришлось идти по ним рядом с берегом. Торосы все не кончались и появились сомнения, успеем ли мы вообще доехать до Алексина, чтобы успеть сесть там на поезд в Тулу, который отправлялся в 19:10. Хотелось сала, но привал был возможен только километров за 10 до Алексина, да и то если будем уверены в том, что не опаздаем.

На бреющем полете

С одной стороны полынья


С другой - торосы

Че делать - хз

Сделаем фото на память!

Моя прелесть


На левом берегу была дорога, но она уходила не туда, куда нам было нужно. На правом берегу тоже показалась дорога, но поднявшись и осмотревшись, стало ясно, что увы - это обман зрения. Еще через километр, недалеко от д. Володарское. заметили тропинку, выходящую с правого берега на лед. Тут уже был явно не обман зрения, главное, чтобы тропинка шла туда, куда надо. Так и было. Тропинка дошла до территории с чьими-то коттеджами и нырнула в дыру в заборе из сетки рабицы. Вслед за ней и мы. Там уже пошла хорошая, накатанная автомобилями, дорога. По ней мы доехали до понтонного моста у Дугны, который не функционировал, не знаю, по какой причине.

Сразу за мостом пошел ровный лед и мы решили сделать второй за весь день, кратковременный перекус. Все-таки 45км по льду - не хухры-мухры. Я вконец промок, поэтому снял одну флиску и вместо нее надел сухую кофту. Быстро заправились чаем, закинули в себя побольше углеводов и поехали дальше. По примерным оценкам времени нам хватало с запасом в полчаса.

Однако, через 3км снова поперли торосы и мы сошлись на мнении, что умнее будет свернуть на берег, тем более, по левому берегу как-раз пошла дорога, ведущая прямо до Алексина.


Опасность

По этому мосту с карьера возят щебенку

Можно жечь!


Когда въехали в Алексин, я заблаговременно обрадовался, решив, что до ж/д вокзала в этом небольшом городе ехать придется не дольше 15 минут. Как я ошибался... :) Путь по Алексину до вокзала занял ровно 10км расстояния и 50 минут времени. Пришлось ехать по дорогам, что совсем не порадовало. Снег на обочинах расчищен не был, пришлось ехать по колее. Но другого пути не было. Так что прошу прощения у водителей а/м, если мы доставили им неудобства.

Чай у нас к тому времени почти закончился, поэтому, проезжая мимо магазина мы остановились и купили попить. Я посмотрел на статистику рилтайм трекера greenalp.com - за нами в этот момент следило 10 человек одновременно. Ерунда это все, конечно, но прикольная ерунда :) Правда, эта софтина не умеет фильтровать глюки gps, хотя в настройках я ей указал, чтобы писала координаты только при хорошем сигнале. В результате на треке иногда появляются скачки на несколько километров в сторону. Strava, к примеру, довольно удачно отфильтровывает такие вещи. Надо будет еще покопаться в настройках.

Точное местоположение ж/д вокзала мы не знали. И, хотя у нас был gps, все равно предпочли спросить дорогу у людей. До вокзала успели с небольшим запасом минут в 10. Если бы не выехали на берег за 5км до Алексина и ехали бы по торосам, то явно не успели бы и пришлось бы ехать в Тулу своим ходом. Впрочем, на этот случай у нас были готовы спички, котелки и заварка, так что не пропали бы :)


Выехали на берег

Вечерело

Зачем GPS, если можно дорогу у бабушки спросить!

Уже в поезде. Домой!

Сало, лук, морс, углеводы


В 19:10 сели на поезд до Тулы. Народу было мало, вагон полностью свободный. Подкрепились салом с луком, допили чай, морс. Хорошооо...) В сторону Тулы поезд шел быстрее и уже в 20:20 мы высадились, а в 20:35 я был дома. 

Километраж от дома до дома получился 79км, от поезда до поезда - 74 км. Из них 52км - по льду Оки. Средняя скорость движения по льду была, примерно, 12-13км/ч. 

Устал я, однако, прилично. Осознал это, когда проснувшись на следующее утро, пару минут не мог вспомнить, ездили мы с ночевкой или нет :) Потом, правда, быстро раскочегарился и пришел в норму.

Покатушка получилась обалденная, не обычная, в меру экстремальная, достаточно тяжелая, но не изнуряющая. Если не наступит оттепель, с радостью съезжу еще раз. Всем спасибо!

Трек на аэробии: http://aerobia.ru/users/18746/workouts/256464




5 комментариев:

  1. Для realtime-трансляции положения у нас прижился Glympse. Как индивидуальной трансляции друг другу, так и "наружу" всем.
    Или такой очень удобный usecase: двум-трём человекам встречаться в городе без особой предварительной договорённости - по обще-стандартной: "поедем навстречу друг другу, где-нибудь по пути встретимся".

    ОтветитьУдалить
  2. А можно координаты моста или примерное описание места нахождения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Между Меревское и Агарково. Тут есть "фото на карте": http://fotki.yandex.ru/users/brainsburn/view/807892?page=2

      Удалить