Итак, почему же я вообще решил заиметь новую раму? Постараюсь перечислить причины (не в порядке важности, а от балды :) ):
1) Старая рама имела "прогулочную" хлипкую геометрию, тонкие трубы, тонкий рулевой стакан и т.д. Езду по асфальту я не признаю, мне нравится гонять по проселкам, лесам, да полям. поэтому рама мне нужна покрепче. К тому же, в последнее время меня стало тянуть к XC. Я не хотел, чтобы однажды у меня отвалился рулевой стакан.
2) Старая рама была от малоизвестного производителя (Nordway), поэтому я не был уверен в ее качестве.
3) Дизайн :)
4) Отсутствие креплений для дисковых тормозов. Ездя по грязи с вибрейками, я здорово намучался. Причем, из-за наличия защиты переднего переключателя, вибрейки на заднем колесе облипали грязью намного больше, чем на переднем.
5) Пара глубоких царапин.
6) Презрительные взгляды знакомых велосипедистов, катающих на новеньких "кубах", вымытых с мылом в ванной... Признаю. Я все еще не могу полностью это игнорировать.
Малый запас прочности и отсутствие креплений под диски делало мою раму не самым лучшим вариантом для XC.
Но, правды ради, эта рама послужила мне очень хорошо. Я купил ее в начале 2011-го с рук за 750 руб на замену неподъемной чугуниевой рамы-двухподвеса с ашанбайка. По сравнению с чугуниевой, эта рама была просто сказкой! В принципе, если бы я ездил только по асфальту, ее не было бы смысла менять. Легкая, жесткая, что еще надо? Я не отношусь к категории велолюбителей, которые мечтают каждый день иметь новый велик. Я привыкаю к чему-то одному и мне тяжело от этого отказаться и просто заменить на что-то новое. Тем более, что с этой рамой у меня связано так много воспоминаний. Но, причины были слишком вескими.
Отдам ей дань уважения и выложу несколько фото, которые греют душу.
2012-й. Сделано фото 1 января в час ночи. Отмечал НГ в лесу :)
А это - в середине лета прошлого года на Упе. Изучаю новые маршруты:
Морозное декабрьское утро в Демидовском карьере. 2011-12-08.
2011-й, на пути в Калугу. Мой первый большой заезд - аж на 150км xD Тогда для меня это было очччень много.
Поездка в Золотой Городок. Очень холодно, ветрено и дождливо.
Ну а теперь расскажу подробнее о самом процессе покупки новой рамы. Все началось с объявления о продаже рамы Мерида на нашем велофоруме. Человек продавал бу раму за 4000р. Я уже было хотел ее взять, но решил поискать другие варианты. Первым делом зарегистрировался на веломании и стал шерстить раздел Купли-Продажи. Нашел там один подходящий вариант тоже за 4000р. Правда, продавец жил в Москве и мне пришлось бы потратить рублей 700 на дорогу. Хотел уже брать ее, но снова решил поискать еще. Начал перерывать интернет-магазины в поисках рам. Обнаружил, что в веломагазинах ОЧЕНЬ редко продают рамы. Сайтов с продажей велосипедных рам нашел буквально единицы. От отчаяния даже начал искать рамы на забугорных сайтах, но и там выбор был не велик. Известный чейн не в счет, там я не смог найти подходящую раму в приемлемой ценовой категории. Шерстил интернет-магазины я реально долго, доходил до 10-й страницы поисковой выдачи. Но приемлемых рам нигде не было. Были или слишком дорогие, или слишком дешевые. Или рамы на BMX.
Не знаю, как так вышло, но на магазин mtb.ru я вышел очень нескоро. Наверное, неправильно искал :) Когда я обнаружил их каталог с рамами, я был поражен - 35 различных рам. Все рамы - Merida, но это не плохо. Издревле я любил бело-черное цветовое сочетание. Поэтому, искал я в первую очередь белую раму с черным рисунком. Мне сразу приглянулась эта красотка: http://mtb.ru/cat/bike/spares/frame/7287/ . Цена всего в 6350р сперва даже показалась слишком заниженной. Быстренько погуглив трейловые рамы, я понял, что она мне будет как-раз для катания по проселку и лесным тропинкам, а по асфальту она не будет хуже старой рамы. Короче говоря, было решено - брать! Модель рамы - Merida Matts Trail 300-D 2012.
На сайте фото этой рамы кажется серебристым. Это подметили трое моих друзей, которым я показал это фото. Мне серебристая рама была не нужна, поэтому я отправил запрос в поддержку сайта с вопросом о цвете. Мне не только сказали, что она белая, а не серебристая, но и сфоткали раму прямо на складе, а потом вытащили ее на улицу и сфоткали при естественном освещении! Это представляет сотрудников mtb.ru в самом лучшем свете.
Я оформил заказ. После этого через email со мной связался сотрудник mtb.ru, уточнил необходимые детали, после чего выслал мне pdf-документ со счетом на денежный перевод для оплаты. Я отпечатал этот документ (1 лист А4) и пошел в ближайшее отделение Сбербанка. Там мне пришлось заполнять бланк вручную, но это, в принципе, не очень сложно. Если что - можно уточнить у консультанта. При оплате мне сказали, что если я ошибся в заполнении бланка, то платеж заморозится и со мной свяжутся по телефону. К счастью, оплата прошла успешно.
Через 2 дня мне на email пришло письмо с уведомлением, что деньги поступили и рама будет отправлена. Потом прислали еще одно - что рама отправлена. Через 2 дня (после выходных) мне прислали информацию по номеру отправления, с помощью которой я смог отследить местоположение рамы через сайт службы доставки, которую я выбрал.
Кстати. о службе доставки стоит упомянуть отдельно. Выбрал я "Автотрейдинг". Рама шла двое суток. Забрал я ее на большом складе в моем городе. Там все довольно цивильно, люди работают, впечатления хорошие. Заплатил за доставку смешные 250 руб. Доставка такой коробки по почте обошлась бы тысячи в две. Коробка, кстати, была большая и вес ее был помечен в 5кг, хотя на деле вся коробка весила куда меньше. Когда рама пришла на склад, меня дополнительно уведомили по телефону. На складе любезно предоставили скотч, чтобы сделать ручки, со словами - "бери хоть весь!".
Фото коробки с рамой. В ширину коробка более метра.
Рама внутри лежит очень свободно.
Немного о сроках. Во вторник я оформил заказ, в среду пошел оплачивать (хотя мог бы успеть и во вторник). Платеж шел 2 дня. В пятницу рама была отправлена. Суббота-воскресенье у службы доставки - выходные дни. В понедельник я раму забрал. На все про все меньше недели, а если бы я сделал заказ в понедельник, то получить раму мог бы уже в пятницу. 250 руб и 5-6 дней - офигенное сочетание!
Рама полностью обмотана пленкой:
Под пленкой - картон, а под ним - поролон (не знаю, как точно называется):
Перья рамы защищены от повреждений такой вот распоркой, так что даже при ударе они не погнутся. Петух уже установлен и обмотан дополнительно:
Наконец, рама!
Алюминий Racelite 6061. Один знакомый прочитал 6061, как GOGI =))
На балконе, при солнечном освещении:
Кареточный узел:
Сверху - отверстия под дисковые тормоза. Чуть ниже - небольшое отверстие под багажник. На нижнем пере, по всей видимости, два отверстия под подставку:
Петух шел в комплекте:
Верхние крепления для багажника тоже уже установлены:
Рулевой стакан довольно внушительный, внешний диаметр - 50мм:
Чашки рулевой уже впрессованы. Правда, их все равно пришлось выбивать и вставлять другие:
Дополнительная укрепляющая труба может кому-то не понравиться. Лично мне - пофиг. Зато с ним рама получается более крепкой и жесткой. Эта труба - аттрибут трейловых рам. Зажим подседельного штыря так же был в комплекте:
Подводка троса переднего переключателя - нижняя. Вопреки расхожему мнению, это вовсе не плохой вариант:
Процесс замены рамы. Меняя раму, будьте готовы к смене значительной части обвеса. Особенно, если ваша рама была довольно старой. В моем случае пришлось заменить: рулевую колонку, передний переключатель, каретку, подседельный штырь, задний тормоз, ну и тросы, разумеется.
Рулевая колонка: старая не подошла из-за разницы в диаметрах рулевых стаканов. Как я уже говорил, у новой рамы рулевой стакан толстый - 50мм внешний диаметр и 44мм - посадочное место под чашки. Сначала я попробовал поставить старую рулевую вместе с новыми заводскими чашками, но естественно. был люфт. Поэтому, пришлось искать новую. Чашки выбивал молотком и стаместкой с деревянной ручкой. Впрессовать новые было уже труднее, пришлось приложить много сил. Но я старался не создавать чрезмерных нагрузок на раму.
Подседельный штырь: на новой раме требовался толстый подседельный штырь, диаметром 31,6см. Взял БУшный задешево.
Передний переключатель: на старой раме подводка троса была верхняя, на новой - нижняя. Пришлось купить подходящий переключатель. Взял БУшный задешево.
Каретка: Старая была для кареточного стакана, шириной 68мм, а у новой рамы он был 73мм. Каретка для этой рамы (Merida Matts Trail 300-D) нужна 73/113. Первое число - 68 или 73 - определяется по ширине кареточного стакана рамы. Второе число - 113, 118, 120, 121 итд - определяется чисто по шатунам. Расскажу потом, как :) С кареткой и шатунами возникло затруднение. При закрутке шатунов они уперлись в чашку каретки. Проблема эта иногда возникает на дешевых системах. В таком случае нужно взять напильник и сточить торцы, которыми шатун упирается в чашку. Я сточил на 1,5мм. Помогло.
Задний тормоз: От старого ашанбайка у меня остался калипер дискового тормоза и ротор. Хотя на раме этой крепление только под гидравлику, но механику установить тоже можно - через переходник. Старый калипер был сильно устаревший, поэтому пришлось поискать другой. Благо, нашел человека и купил у него всего за 250руб бушный калипер. Планирую поездить с ним первое время, а потом купить более качественную механику. К гидравлике у меня как-то душа не лежит.
Переходник гидравлика-механика: нужен, чтобы на крепление для гидравлики поставить механику. Переходники бывают разные, нужно мерить. Я подобрал один, но все равно пришлось под все 4 болта подложить шайбы. Но в итоге все встало ровно, ничего не задевает.
Тросы: разумеется, для новой рамы пришлось менять тросы и рубашки. Впрочем, заменил я только одну рубашку - для заднего тормоза. Остальные пришлось лишь чутка укоротить и они подошли.
На поиски необходимых деталей ушла неделя. Т.к. брал я детали в основном бушные, то на все ушло лишь 2500 руб. Еще пара дней ушла на настройку и доводку компонентов.
Вот, что у меня в итоге получилось:
Теперь первичный кандидат на замену - вилка. Причины замены те же, что и у рамы :)
Этой вилке Suntour уже около 9-ти лет. Неразборная, с внешними пружинами, 2003 г. выпуска. Неубиваемая вещь. Не поверите, но она даже имеет ход почти в 5 см!:
Резина RaceKing смотрится отлично. Как и вертикальный маяк:
По-моему, неплохо:
По феншую колеса должны быть черными. Планирую поставить черные обода (эти слишком тяжелые) - будет лучше смотреться. Насчет вилки пока не решил - или белую или черную. У каждого варианта свои плюсы.
Merida Matts Trail 300-D - впечатления от езды.
Первый день было ОЧЕНЬ непривычно. Посадка казалась неправильной, велосипед казался тяжелым. Потом привык. Сейчас уже более объективно могу назвать отличительные черты по сравнению со старой рамой. По сравнению со старой эта - немного более мягкая. Не чувствуется злой жесткости при разгоне. Старая рама хоть и была дешевой, но была довольно жесткой. Впрочем, эта рама весит почти на 0,5кг меньше и в целом едет не хуже старой. Имеется в виду асфальт. Едет она не хуже, но ощущения другие. К этому надо привыкнуть. По всем остальным критериям - она в сто раз лучше! Легкая, прочная. На такой можно жечь по лесам и грунтам, не боясь, что что-то отлетит на внезапной кочке или яме. Рама очень прочная (относительно, конечно), это видно по ее геометрии, по толщине труб. Покупкой я целиком и полностью доволен, ни чуть не жалею. если бы и хотел другую раму, то только какой-нибудь Trek 8500, но на него у меня пока нет денег. В данной ценовой категории эта рама, имхо, достойный вариант, если брать с учетом кросскантри. Вес рамы пока точно не узнавал, но она точно заметно легче 2-х килограмм.
Завтра поеду на этом велосипеде в минивелопоход на 3 дня и 300-350км. Когда вернусь. отпишусь об ощущениях.
UPD:
Проехал за 3 дня 100+130+90 км. Половина - грунты, половина - дороги, куча подъемов. Едет отлично :)
UPD2:
Кажущаяся мягкость рамы была вызвана ослабшими спицами. После подтяжки оных, все встало на свои места.
UPD3: 2013-02-13
Прошло почти полгода. Рамой доволен вполне. В данном ценовом диапазоне - очень удачный вариант. Проехал однажды на ней почти 200км за день. Крепкая конструкция, подходит для проселочной "долбежки". Довольно универсальная рама с заточкой под жесткое XC/Trail, но и на асфальте чувствую себя легко. Больше и сказать нечего.
UPD:
Проехал за 3 дня 100+130+90 км. Половина - грунты, половина - дороги, куча подъемов. Едет отлично :)
UPD2:
Кажущаяся мягкость рамы была вызвана ослабшими спицами. После подтяжки оных, все встало на свои места.
UPD3: 2013-02-13
Прошло почти полгода. Рамой доволен вполне. В данном ценовом диапазоне - очень удачный вариант. Проехал однажды на ней почти 200км за день. Крепкая конструкция, подходит для проселочной "долбежки". Довольно универсальная рама с заточкой под жесткое XC/Trail, но и на асфальте чувствую себя легко. Больше и сказать нечего.
Вы хоть в компании отмечали НГ в лесу?
ОтветитьУдалитьОтличное описание, вилку менять срочно, выглядит стрёмно, в сравнении с рамой :)
Спасибо! Нет, отмечал один...) Захотелось убежать от суеты. Бывает :)
УдалитьВилку уже заменил, сейчас стоит Manitou Minute Expert 2012. Отличная вилка, кстати. Купил ее за 8к на чейне. Фото можно найти в этой статье: http://brainsburn.blogspot.ru/2012/12/schwalbe-ice-spiker-pro.html
к раме обычно идет целая рулевая в комплекте, то что чашки были впрессованы, это нормально. оставшуюся часть либо не доложили, либо выкинул не увидив )
ОтветитьУдалитьВы будете смеяться... :) http://brainsburn.blogspot.ru/2014/04/blog-post.html
Удалить